ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

О "ВТОРОЙ ПРОГРАММЕ"
 
Прежде чем совершить свой первый спортивный прыжок, вы обязаны пройти наземную подготовку, инструкцию по безопасности, материальную часть, а так же научиться укладывать парашют.
Первый ваш учебный парашют называется Д-1-5-У, и в первое время с ним вы будете учиться отделяться от самолета. Затем будете осваивать свободное падение, и учиться выполнять комплекс упражнений в свободном падении. При успешном обучении будете совершенствовать свои навыки на таких учебных парашютных система как Т-4-4МП, УТ-15, ПО-16 и др.

Рассмотрим подробнее весь курс:

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

Эта программа появилась и получила развитие одновременно с совершенствованием парашютной техники.
Программа входит в Сборник программ по парашютной подготовке авиации ДОСААФ России 2010 года (СПП-2010) под номером 5 и Курс парашютной подготовки КПП-2003 под номером 6. Традиционно ее называют <<второй программой>>, название это пошло от СПП 1997 года.
Обучение происходит в составе группы.

Обучаемый по программе осваивает:
- отделение от летательного аппарата (чаще всего это АН-2)
- стабильное падение; - контроль времени свободного падения;
- контроль высоты в свободном падении;
- управление телом в свободном падении (выполнение фигур <<спираль>>, <<сальто>>);
- тактико-технические характеристики основных парашютов Д-1-5У, Т-4, УТ-15, классическое <<крыло>> ПО-16, Мастер-Хит, Parafoil), запасных парашютов З-5, З-6П, ПЗ-81;
- управление всеми перечисленными парашютами;
- варианты укладки перечисленных парашютов;
- основы работы на точность приземления со всеми перечисленными типами основных парашютов;
- действия в особых случаях.

Процесс обучения проходит обычно в следующем порядке. Проводятся теоретические занятия, включающие лекции по всем темам программы, сдачу зачета. Инструктор проводит показательную укладку парашюта Д-1-5У, обучаемые тренируются и сдают зачеты. Студенты программы, сдавшие все зачеты и прошедшие медкомиссию, приступают к выполнению прыжков.
Перед прыжками проводится наземная подготовка - отработка элементов предстоящего прыжка на тренажерах, повторение правил безопасности, отработка действий в особых случаях. Прыжки производятся в составе группы, инструктор - выпускающий отслеживает выполнение прыжка каждого спортсмена с борта летательного аппарата, при необходимости инструктор совершает контрольный прыжок - прыгает вместе с обучаемым и наблюдает его действия в воздухе, находясь рядом. Успешно выполнив задание на прыжок не менее двух раз, парашютист получает у инструктора очередное задание.
По мере увеличения опыта спортсмен получает допуск к прыжкам с более сложными типами парашютов - Т-4, УТ-15. Каждый следующий тип меньше предыдущего по площади купола, имеет меньшую массу, большую горизонтальную скорость, более требователен к положению тела при раскрытии. При каждом переводе на новую технику спортсмен так же сдает зачет по укладке, техническим характеристикам, управлению и особым случаям при прыжках с данной парашютной системой. После уверенного выполнения всех необходимых упражнений спортсмен получает допуск к прыжкам с парашютом - <<крыло>>, делает несколько прыжков под контролем инструктора, а затем ему оформляют документы (допуск в рабочей книжке), дающее право самостоятельных прыжков на любом аэродроме в соответствии с достигнутым опытом.

Типичный процесс обучения:
- освоение отделения от самолета <<на мотор>>. (Д-1-5У, укладка <<на веревку>> – принудительное раскрытие, высота отделения от летательного аппарата - 800 м);
- освоение стабильного падения после отделения (Д-1-5У, укладка на <<расчековку>>, высота отделения - 800 м);
- освоение более длительного свободного падения, контроля времени свободного падения, раскрытия парашюта через заданное время после отделения - 3-5 с (Д-1-5У, укладка на ручное раскрытие, высота отделения - 900-1000 м);
- освоение стабильного падения в течение 10 с, контроля времени падения (по секундомеру) или высоты (по высотомеру), освоение элементов управления телом в свободном падении (парашют Д-1-5У или Т-4, укладка на ручное раскрытие, высота отделения 1200 м); 
- освоение стабильного падения в течение 20 с, контроля времени и высоты, освоение управления телом в свободном падении - выполнение фигур <<спираль>>, <<сальто>> (парашют Д-1-5У, Т-4 или УТ-15, ручное раскрытие, высота отделения - 1600 м);
- освоение контролируемого падения в течение 30 с, закрепление навыков управления комплекса фигур в группировке (парашют Д-1-5У, Т-4, УТ-15, <<крыло>>; ручное раскрытие, высота отделения 2200 м).

Недостатки "Второй программы":
- как правило, инструктор не имеет возможности работать индивидуально с каждым спортсменом;
- инструктору сложно контролировать прыжки каждого спортсмена группы (часто инструктор запоминает только прыжки спортсменов, которым следует повысить или понизить уровень сложности задания);
- первые прыжки осуществляются с тяжелыми и медлительными парашютами Д-1-5У;
- относительно большое число прыжков по программе , а следовательно, и большие расходы на эти прыжки.

Достоинства:
- стоимость обучения самая низкая из всех программ (общие расходы порядка 35 – 45 тыс. руб. в зависимости от способностей обучаемого и интенсивности обучения);
- относительно большое количество прыжков по программе, а следовательно, достаточное время на адаптацию к свободному падению;
- освоение укладки нескольких типов куполов, а так же управления ими, что положительно сказывается на изучении парашютной техники в дальнейшем (многие принципы в укладке и управлении одинаковы для всех парашютов), на закреплении знаний процесса раскрытия парашютов и возможных проблем;
- спортсмен, обучавшийся по этой программе, все или почти все прыжки совершил сам, в воздухе помощи ждать было не от кого, поэтому по сравнению с выпускником АФФ он более самостоятелен и лучше подготовлен к сложным ситуациям.

 

 

ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ-ПАРАШЮТИСТОВ  

По данной программе проводится обучение спортсменов-парашютистов, окончивших программу начальной подготовки.
До окончания изучения теоретической программы разрешается выполнение прыжков по основным упражнениям.
Программа предусматривает подготовку спортсмена до уровня: первого спортивного разряда.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И НАЗЕМНАЯ ПОДГОТОВКА К ПРЫЖКАМ С ПАРАШЮТОМ

Указания по проведению занятий, перечень тем и расчет часов:

Номер Наименование темы Количество часов
1 Материальная часть парашютов 6
2 Укладка парашютов 14
3 Парашютные страхующие приборы 1
4 Теория прыжков со стабилизацией 1
5 Отработка на земле элементов прыжка с парашютом (проводится на предварительной подготовке к прыжкам)  2
6 Изучение руководящих документов 2
7 Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом 4
8 Теоретические вопросы одиночных и групповых прыжков на точность приземления, одиночных и групповых акробатических прыжков* 12
9 Теоретические вопросы прыжков на купольную парашютную акробатику в составе 2-х человек 2
10 Зачет 1
   Итого:  45

*Подразделы темы 8 изучаются непосредственно перед выполнением прыжков на точность приземления и перед акробатическими прыжками.
Занятия проводятся в парашютном классе и в парашютном тренировочном городке.

Содержание тем:

Тема 1. Материальная часть парашютов
Назначение, тактико-технические данные основных и запасных парашютов. Основные части и детали парашюта и их прочность. Взаимодействие частей при раскрытии парашюта. Правила эксплуатации, сбережения и хранения парашютов.

Тема 2. Укладка парашютов
Принадлежности для укладки парашютов. Правила укладки парашютов. Подготовка рабочего места и парашюта для укладки. Укладка парашютов. Контроль за укладкой. Правила надевания и подгонки парашютов. Подготовка парашюта к прыжку. Сборка парашюта после прыжка. Правила ведения документации на парашют.

Тема 3. Парашютные страхующие приборы
Назначение, принцип действия и конструкция приборов. Проверка прибора. Подготовка и установка прибора на парашют. Правила прыжков со страхующими приборами. Хранение и транспортировка приборов. Ведение документации.

Тема 4. Теория прыжка со стабилизацией
Динамика раскрытия и работа парашюта при прыжке со стабилизацией падения. Скорость снижения на стабилизирующем парашюте. Действия парашютиста при выполнении прыжка со стабилизацией падения. Развороты вокруг вертикальной оси и перемещения в горизонтальном направлении при снижении на стабилизирующем куполе. Влияние времени стабилизации на расчет прыжка. Действия парашютиста при неотходе стабилизирующего парашюта.

Тема 5. Отработка на земле элементов прыжка с парашютом
Задание 1. Изготовка к прыжку и отделение от самолета
Цель - отработать правильные и уверенные действия парашютиста при изготовке и отделении от самолета "на поток".
Задание 2. Действия парашютиста в воздухе
Цель - отработать правильные, уверенные и последовательные действия парашютиста в воздухе.
Задание 3. Приземление парашютиста
Цель - отработать навыки правильного приземления при прыжке с парашютом.
Задание 4. Применение запасного парашюта
Цель - отработать навыки в применении запасного парашюта.
Задание 5. Отработка комплекса действий парашютистов на тренажере
Цель - отработка всего комплекса действий парашютиста при выполнении прыжка с парашютом
и определение готовности парашютиста к выполнению прыжка с парашютом.

Тема 6. Изучение руководящих документов
Изучаются следующие руководящие документы:
- Руководство по парашютной подготовке авиации РОСТО;
- настоящий сборник программ;
- Организационно-методические указания на учебный год;
- приказы, директивы, указания, бюллетени и другие документы по парашютной подготовке (в части, касающейся спортсменов-парашютистов).

Тема 7. Особые случаи при выполнении прыжков с парашютом
Наиболее характерные особые случаи при выполнении прыжков с парашютом:
- попадание стабилизирующего или вытяжного парашюта в ноги парашютиста или под руку;
- зависание парашютиста за самолетом;
- схождение парашютистов в воздухе и попадание в стропы другого парашютиста;
- попадание в восходящие и нисходящие потоки;
- приземление на препятствия (воду);
- частичный или полный отказ парашюта в работе.


Тема 8. Теоретические вопросы одиночных и групповых прыжков на точность приземления,
одиночных и групповых акробатических прыжков/
Лекция 1. Движение тел в воздухе (2 ч)
Содержание. Атмосфера и ее свойства. Раскрытие парашюта, снижение и приземления. Влияние горизонтальной скорости на скорость падения парашютиста. Траектория парашютиста относительно самолета и земли. Время раскрытия парашюта. Перегрузки при раскрытии парашюта и прочность парашюта. Факторы, влияющие на скорость снижения парашютиста. Горизонтальная скорость парашюта, парусность, управляемость. Факторы, влияющие на удар при приземлении.
Лекция 2. Расчет прыжка (1 ч)
Содержание. Факторы, влияющие на относ парашютиста до раскрытия парашюта и после.
Шаропилотные данные. Расчет по пристрелочному парашюту. Расчет по времени, курсу самолета и наземным ориентирам. Уточнение расчета по снижающимся парашютистам. Умение ориентироваться и определять на земле точку отделения от самолета.
Лекция 3. План прыжка (2 ч)
Содержание. Аэродром, его кроки. Ориентиры и привязка к ним. Работа куполом парашюта.
Пользование высотомером. Способы контроля выполнения плана прыжка. Этапы прыжка. Конус возможности попадания. Створ, створная полоса. База, методы обработки креста.
Лекция 4. Затяжные прыжки (3 ч)
Содержание. Силы, действующие на тело парашютиста при падении. Центр тяжести и центр давления. Падение парашютиста в вертикальном и горизонтальном положениях. Беспорядочное падение. Штопор и выход из него. Виды стилей падения. Техника выполнения подготовительных упражнений. Техника выполнения спиралей. Техника выполнения сальто. Способы увеличения крутящих моментов. Ошибки при выполнении фигур.
Лекция 5. Групповые прыжки на точность приземления (2 ч)
Содержание. Расчет прыжка и интервала отделения в зависимости от веса парашютистов, скорости ветра, высоты полета. Построение "лесенки". Ориентировка в группе по ведущему до расчетной базы. Потеря высоты разворотами, скольжением, торможением. Работа на одной высоте у креста. Просадка купола при затенении. Приземление. Ошибки при выполнении групповых прыжков.
Лекция 6. Парашютная групповая акробатика (2 ч)
Содержание. Изготовка к отделению.Расчет прыжка. Отделение. Устойчивость снижения каждого спортсмена и всей группы. Подстраивание к группе. Перестроения. Факторы, влияющие на вертикальную и горизонтальную скорость группы и отдельного спортсмена. Расхождение. Меры безопасности.

Тема 9. Теоретические вопросы прыжков на купольную парашютную акробатику в составе 2-х человек
Лекция 1. Прыжки на купольную парашютную акробатику (2 ч)
Содержание. Отделение от самолета. Подход одного парашютиста к другому. Построение этажерки из 2-х человек. Расхождение парашютистов после построения этажерки. Управление этажеркой. Меры безопасности.

Фактически, на сегодняшний день, в Аэроклубе программа проводится 1ой вступительной лекцией, далее собеседование на переход к следующему типу прыжка или переход на другую парашютную систему, лекция по окрылению, лекция по выполнению прыжка с парашютом с расчековкой ранца мягким вытяжным парашютом. На этом программа завершается и студент готов к прохождению контрольного прыжка с 4000 метров и освоению прочих дисциплин парашютного спорта.

ДЗ-Волосово

Московский городской аэроклуб Волосово, основан в 1947 году и является структурным подразделением ДОСААФ. Настоящий сайт носит исключительно информационный характер.

НАШ АДРЕС

  • Местонахождение:

    Московская область,Чеховский район, Аэродром Волосово

    08.00 - 22.00 в выходные

  • Горячая линия:

     +7 909 659 69 88

     +7 916 820 95 65

    Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.